ЕРЕВАН 17 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Объединится ли Косово с Албанией или кому сегодня нужна Великая Албания?

Hightimes.com

Кому нужна Великая Албания? В прошедший вторник премьер-министр Албании Эди Рама сделал следующее заявление: "В случае, если перспектива интеграции Западных Балкан в ЕС продолжит "бледнеть", нельзя исключать объединения страны с непризнанным Косово".

Попробуем сначала выяснить эти сами "бледные" евроинтеграционные проблемы Западных Балкан, а затем рассмотрим возможные перспективы объединения Албании и Косово.

Чтобы у читателей не возникли разночтения, поясним сразу же, что под термином Западные Балканы подразумеваются семь стран бывшей Югославии (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Косово, Черногория) и Албания. Термин этот, напомним, был введен в 90-ых годах прошлого столетия, в разгар вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии.

Если рассматривать перечисленные страны в плане евроинтеграции, то сможем нарисовать следующую картину. На данный момент членами ЕС являются Словения (с 2004-го) и Хорватия (с 2013-го).

Подали заявки на вступление в ЕС Албания (апрель 2009-года), Сербия (март 2012-го), Черногория (июнь 2012-го) и Босния и Герцеговина (февраль 2016-го). Проблемы в плане евроинтеграции имеет Косово, которая, как известно, является полупризнанной страной, потому и не имеет права вести официальные переговоры, хотя и, напомним, Косово признана почти всеми странами ЕС - за исключением Испании, Румынии, Греции, Кипра и Словакии, которые отказываются признавать его независимость без соответствующего решения СБ ООН, считая, что этот прецедент "развяжет руки сепаратистам во всем мире". Тем не менее, напомним, все без исключения страны ЕС поддерживают переход Косово под патронат союза. С Грецией связана "бледность" евроинтеграционных проблем Македонии. Как известно, спор между ними касается использования названий "Македония" и "македонцы". Поскольку в Греции существует область с таким же названием, то у последней есть опасения, что в дальнейшем подобное совпадение названий может создать определенные проблемы между двумя странами. Кстати, по настоянию Греции, официальным названием Македонии является "Бывшая югославская Республика Македония". Тем не менее, Греция требует отказаться от названия "Македония" в любой "рамке", а ЕС, в свою очередь, дал Афинам гарантии, что Македония сможет стать его полноправным членом только после согласования названия. Таким образом, более или менее становится ясной "бледность" евроинтеграционной картины Западных Балкан, опасения по поводу которой были высказаны премьером Албании.

Конечно, у каждой из перечисленных выше стран, начавших переговоры с ЕС, есть определенные проблемы, решение которых позволит им в конце концов стать полноправным членом организации. Но поскольку в данном плане нас сегодня более интересует Албания - из-за ее нетерпеливого отношения к браку с ЕС, то попытаемся понять те проблемы, которые тормозят ее стремление.

По мнению европейцев, основными препятствиями к вступлению Албании в ЕС является высокий уровень коррупции, а также иные проявления преступности в стране. Для того чтобы понять уровень этих проблем в Албании, скажем, что по данным специалистов из комитета по борьбе с мафией в Италии, а также Госдепа США, которые на своих сайтах поместил Euronews, примерно треть экономики Албании опирается на преступность и контрабанду всех типов наркотиков, оружия, женщин, органов и т.д.

Хотя и албанское правительство социалистов во главе с Эди Рама уже три года борется названными проблемами в стране, тем не менее, эффективность этой борьбы, как считают европейцы, крайне низка. Основная проблема заключается, по мнению последних, в "чрезвычайно конфликтных отношениях" между правительством и оппозицией, которая не только сильна и популярна в народе, но и в парламенте страны имеет достаточное влияние, чтобы, например, блокировать законопроекты правительства, в том числе и слушания по бюджету страны.

Выход из подобного сложного положения Рама увидел в ускорении процесса вступления страны в ЕС, поскольку скорый союз Албании с ЕС позволит правительству албанских социалистов переложить существующие в стране проблемы на более крепкие плечи евросоюзовцев, что в свою очередь даст возможность полностью перехватить инициативу в борьбе с оппозицией внутри страны.

Однако с другой стороны, переговоры по членству Албании в ЕС затягиваются также из-за сложных политических и экономических процессов в самой Европе. На фоне медленных темпов роста европейской экономики, миграционных проблем, принятие в ЕС слабой во всех отношениях Албании лишь усугубит существующие европейские проблемы.

Из сказанного становится понятным шантажное заявление, а по сути - крик отчаяния Эди Рама, грозящего заменить Евросоюз на союз с Косово, где, напомним, подавляющее большинство населения - этнические албанцы. Если же задаться вопросом "есть ли реальные основания ожидать подобного процесса?", то с большой долей вероятности на него можно ответить – нет!

Во-первых, это приведет к тому, что Албания, которая сегодня, фактически, не имея собственной, самообеспечивающей экономики, живет за счет европейских инвестиций, которые по большей части идут не на подъем экономики страны, а на импорт товаров из той же Европы. А прекращение потока инвестиций просто ввергнет всю жизнь страны в коллапс. Нечто подобное, например, сегодня можно видеть в России, где прекращение западных инвестиций привело к стагнации экономики страны.

С другой стороны, даже несмотря на то, что почти одновременно с премьером Албании президент Косово Хашим Тачи также заявил, что "все албанцы Балканского региона будут жить в одной стране, если косоварам будет отказано во вступлении в ЕС", – говорить о том, что Косово и Албания пойдут на объединение, совершенно несерьезно. Если также учитывать то обстоятельство, что Косово в экономическом плане зависит от ЕС не меньше, чем Албания, то несерьезность замыслов объединения двух стран можно возвести в квадрат.

Кроме того, в Приштине отлично понимают, что без согласия ЕС, не говоря уже о США, на какие-либо объединительные процессы, Косово будет иметь большие проблемы с той же Сербией, которая уже на уровне министра иностранных дел остро отреагировала на слова албанского премьера, сказав, что заявление Рама – "еще одно подтверждение того, что создание "Великой Албании" является общей идеологической платформой всех албанцев, которая представляет по своей сути опасность для мира и стабильности не только в нашем регионе, но и во всей Европе".

Если же учитывать то обстоятельство, что и другие страны Балкан, а также Пиреней совершенно не будут в восторге от подобной объединительной перспективы потомков Сканденберга у себя под боком, то "бледность внутриалбанской интеграции" более очевидна, чем цвет лица премьера Эди Рама при подсчете ближайших перспектив вступления Албании в ЕС.

Кстати, сразу же заметим, что в самих евроинтеграционных намерениях Косово Сербия не видит для себя никаких проблем, и между этими двумя странами есть договоренность не блокировать друг другу процесс вхождения в ЕС.

Если попытаться ответить на вопрос "кому же все таки сегодня может понадобиться "Великая Албания"?", то, опираясь на известный постулат римского права, в поисках ответа сможем высветить как минимум двух бенефицариев – Турцию и Россию, для которых новая турбулентность в Европе, особенно на Балканах, где еще не до конца  залечены раны двадцатилетней давности, просто отличная находка для ловли – неизвестно чего – в мутной водичке...


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 39%
    Ветер: 1,54 км/ч
    17 C°
     
    25°  14° 
    17.04.2024
    27°  15° 
    18.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?