ЕРЕВАН 19 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Донара Габриелян: "Когда муж уходил на войну, он спросил – сможешь без меня вырастить детей?" (эксклюзив)

ИАА "Армедиа" представляет эксклюзивное интервью с женой погибшего азатамартика Арцахской войны, ректором Арцахского университета имени Месропа Маштоца Донарой Габриелян.<Интервью было подготовлено в рамках проекта "Подчеркивая роль женщин в Армении и Нагорном Карабахе в миротворчестве и урегулировании конфликта через СМИ и искусство", который был реализован со стороны НПО "Общество без насилия", при поддержке фонда Черноморского регионального сотрудничества.

 

- Что такое война в Ваших глазах?

- Это нечто ужасное. Наверно, она похожа на стихийное бедствие, отвратительное стихийное бедствие, от которого невозможно убежать. Понимаете, особенно - когда в огне находится твоя страна и надо ее спасать. В такие моменты не знаешь, как себя вести, поскольку рядом с тобой находятся твои дети – три маленьких ребенка, которых ты готова вобрать в себя, чтобы спасти от бомб. Наверно, нет ничего ужаснее войны, может - только стихийное бедствие, которое, по сути, одно и то же – просто там тебя наказывает природа, а здесь человек уничтожает человека, и не знаешь – почему... Хотела бы, чтобы не было никакой войны – ни освободительной, ни отечественной, ни агрессивной. Дай Бог, чтобы люди научились говорить друг с другом на человеческом языке, а не на языке оружия! Все равно, в конце концов сядем за стол переговоров и достигнем решения мирным путем, поскольку войной ничего не решить.

- А что такое мир?

- Мир – это счастье! Это желание создать семью, создавать на земле блага, служить родине иными методами – не с оружием в руках, а, может, с пером, лопатой, мыслями. Мы этого не понимаем, пока сами не проходим по дорогам войны. А когда устанавливается мир, и ты начинаешь создавать какие-то вещи, начинаешь беспокоиться о том, чтобы не началась новая война, чтобы все созданное не разрушилось вновь. Мы уже прошли через апрельскую войну и поняли, что в одну секунду можно потерять все, что было восстановлено недавно. Потому и молимся Богу, чтобы не было войны.

- Какова роль женщины в войне? 

- В истории армянского народа есть множество примеров, когда женщина с оружием в руках становилась рядом с мужчинами и защищала свою родину. Однако, думаю, женщина, мать, в основном, в тылу защищает своего мужа, солдат и родину. Таких примеров в истории больше, чем воинов-женщин. Во всяком случае женщина создана для того, чтобы иметь детей, но не убивать. Очаг-дом защищает мужчина, а женщина должна создать в доме тепло и комфорт, продолжать потомство. Мне кажется, в этом и состоит ценность женщины, даже в годы войны. У нас в годы войны было создано много семей, много женщин рожали, так что наш народ - борец. Мы именно тем и защищали себя, что в те годы могли петь и плясать, плакать и веселиться. Мы – женщины - столько сказок рассказывали детям в подвалах, рассказывали друг другу многосерийные фильмы, матери и бабушки вместе готовили еду, вместе ухаживали за детьми и стариками – теми, кто не пошел на войну. Война как лакмусовая бумажка – многое узнаешь о своем народе, соседях, друзьях, семье, супруге и о самом себе.

- С какими трудностями Вы и, вообще, женщины сталкивались во время войны?

- Представляете, я бы не сказала, что поиски еды. Что у кого было дома, вместе спускали в подвал, вместе готовили – мы жили вместе, и потому было легче. Интересно, когда мы решали, что хватит оставаться в подвалах и поднимались в наши квартиры, дети молились, чтобы вновь зазвучали выстрелы, которые никого бы не ранили и не разрушили бы ничего, однако мы продолжали бы оставаться в подвале... Самое трудное – защитить ребенка от бомб. Хочешь вобрать ребенка в себя, как до рождения, поскольку везде и во всем таится опасность – падают бомбы на дома и на подвалы. У нас у всех одна и та же судьба. Все карабахцы жили одной судьбой, поскольку стреляли по всему Карабаху, не было фронта и тыла – все было одним фронтом.

- Какова роль женщины в установлении мира?

- Роль женщины огромна. Мы в наши дома, в наши семьи быстро вернули психологию мира - то, что мир добрый и теплый. Потом, когда вернулись к своей работе – преподавать, создали нормальные условия, чтобы детям было удобно учиться, посещать занятия, сдавать экзамены.

- Каков Ваш, как педагога, основной совет младшему поколению на пути установления мира?  

- Надо хорошо учиться, быть хорошим специалистом и создавать гсударство, которое будет богатым и сильным. Надо выбирать не те специальности, которые считаются "уважаемыми", а те, которые нужны твоей стране. Это и есть то главное, что мы желаем донести до нашей молодежи. И, конечно, надо любить родину, но не со слезами на глазах – хватит того, сколько наплакались армяне! Необходимо гордиться своим народом, своими сыновьями и дочерьми, поскольку наш народ достоин, чтобы им гордились.

- Расскажите, пожалуйста, историю Вашей семьи.

- С мужем познакомилась в Арцахе, во время помолвки сестры – он был другом ее будущего мужа. Через год поженились. Он жил в Узбекистане, предлагал мне уехать к нему, но я ответила, что будет лучше, если сам вернется сюда – родители его жили в наших местах. Впоследствии думала, что не надо было его звать сюда – может, до сих пор жив бы остался. У мужа были четыре брата – трое пошли на войну (один жил в Ереване). Все они были ранены, а мужа убили. Брат моего мужа стоял у истоков создания партизанских отрядов. Братья не пускали мужа на войну, говорили, что он должен оставаться дома и, если с ними что-то случится, он должен поднять на ноги все их семьи и ухаживать за родителями. Прошло пару месяцев, и муж спросил меня: "Сможешь без меня вырастить детей? Я не могу сидеть дома, ты должна меня отпустить". Сказала ему: "Конечно, если не ты, то кто?" Мы думали, что если в нашей судьбе что-либо должно произойти – то произойдет. Можно умереть и в подвале, и на улице, а можно умереть и на войне. Муж ни разу не стрелял – он служил в спасательной, санитарной службе, спас многих ребят, много тел вынес с поля боя. Похудел очень, наверно, от того, что видел на войне, а может и с едой было плохо. Погиб, когда парни перевозили горючее для танков. До сих пор не знаем – то ли бомба упала на машину, то ли на мину налетели. Получил серьезные ожоги, 70 процентов кожи сгорело, но сумел выбраться из машины и попросить помощи у проезжавшей мимо другой машины. Его перевезли в больницу, потом позвали меня. Я не узнала его, прошла мимо – он весь был в ожогах, руки перевязаны, поскольку, чтобы выбраться, автомобильное окно выбивал руками. Когда проходила мимо него, он подал голос. Я повернулась, увидела его, опустилась на колени, а он мне говорит: "Будь спокойна, все хорошо, я себя хорошо чувствую, не беспокойся". Я сразу вся собралась.  Потом его перевезли в Ереван. Врачи знали, что он не выживет, но никто из них не сказал мне об этом. Думали, что освободили Шуши – война закончилась. Однако война только начиналась. После похорон мужа пошла читать лекции – дети сидят, а мне очень трудно говорить, все время хочется плакать, но ведь – нельзя, ты преподаешь! Для преодоления всего этого силы мне дали дети. Мать дома выполняла роль жены, а я - мужа. Чтобы детей поднять на ноги, работала в трех, четырех местах. Мой отец и свекор сражались за Советский Союз, а мы – за Карабах.

- Люди в эти годы помогали друг другу?

- Конечно, однако получалось так, что я в основном помогала им, поскольку получала финансовую поддержку (помогал старший брат). И морально я их поддерживала. Я оптимист, верю в светлое будущее, и оно обязательно приходит. Мне всегда говорили, что у меня глупый оптимизм, однако получилось, что это у них - глупый пессимизм...


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 28%
    Ветер: 6,69 км/ч
    20 C°
     
    25°  13° 
    24.04.2024
    28°  15° 
    25.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?