Христианство на протяжении истории своего существования терпело не один раскол или, как называют, схизму. Естественно, хотя и официальные причины церковники указывают в догматах, отличие которых и приводило к схизмам, однако понятно, что подоплека всякого раскола лежит далеко от духовных пределов, в области что ни на есть приземленной политики.
Примеров тому не один и не только в христианстве. Например, те же мусульмане делятся на три группы: самая большая - сунниты, затем шииты, а за ними - самая маленькая группа так называемых хариджитов.
Если вернуться к христианству, то первый раскол в истории христианства произошел именно по линии Запад - Восток, и называется он Акакианской схизмой - 35-летний (484 - 519 годы) церковный раскол, названный по имени Константинопольского патриарха Акакия.
Второй или Великий раскол произошел в 1054-ом году, и две церкви - православная и католическая - окончательно разошлись друг с другом, со взаимным преданием анафеме предстоятелей церквей.
Армянская Апостольская церковь, которая, естественно, была ближе к Константинопольской патриархии, тоже не избежала раскола с ней, который произошел в 506-ом году на Первом Двинском соборе.
На протяжении более тысячи лет расколы в христианстве становились поводом для многочисленных кровопролитных войн между ними, унося с собой тысячи и тысячи жизней.
Однако как в природе, так и в делах житейских и духовных существует диалектика, и все имеет свое развитие, в том числе в виде деления и объединения. Не являются исключением и религии.
И эти диалектические законы диктуют, что в мире, в котором идут глобализационные, то есть объединительные процессы, церковь не может стоять в стороне. И сегодня мы видим множество примеров межконфессиональных взаимоотношений, экуменических союзов и так далее. Процессы глобализации неизменно входят в духовную жизнь церквей, диктуют свои - вызванные временем правила. Каких-нибудь тысячу лет назад совместная месса католической и армянской церквей могла бы рассматриваться как предательство. Однако сегодня она явилась своеобразной объединяющей вехой меж двух церквей.
Глобализация порождает не только глобальные возможности, но и глобальные вызовы, преодоление которых требует объединения не только экономических и военных сил, но и духовного сближения. А общие праздники всегда являются сближающими и укрепляющими силами союзов.
Именно в этом ракурсе, думается, следует рассматривать последнее предложение Папы Римского Франциска, который сообщил о готовности Римско-католической церкви поменять метод расчета дат и праздновать православную и католическую Пасху в один день.
"Католик и православный встречаются и спрашивают друг друга: Твой Христос уже воскрес? Мой в следующее воскресенье", - приводят слова Папы Римского итальянские СМИ.
Сегодня, когда существует противостояние между Россией и Западом, подобный шаг навстречу друг другу между православной, центр которой после падения Константинополя переместился в Москву, и католической церквями может лишь смягчить напряженность и дать новую возможность конструктивному диалогу и поиску мира…