Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в четверг призвал создать единый фронт лидеров мусульманских стран для борьбы с экстремизмом, в том числе с "Исламским государством" (ИГ). Об этом сообщает Интерфакс.
"Мы стоим на перепутье в борьбе с терроризмом после парижских атак… Я решительно осуждаю террористов, которые со мной одной веры, и я призываю лидеров всех мусульманских стран создать единый фронт для борьбы с ними", – заявил Эрдоган в ходе выступления в Стамбуле, подчеркнув, что в противном случае джихадисты совершат новые зверства.
Если забыть всю предысторию "борьбы" Турции с ИГ, то, конечно, можно сказать, что мы слышим речь мудрого, принципиального политика. Однако когда вспоминается информация о том, что одним из основных покупателей нефти у ИГ являются граждане Турции, а сама борьба Анкары с ИГ фактически сводится к войне с курдами, которые сегодня, можно сказать, наиболее успешно борются с террористами, то, естественно, надо искать "второе дно" мыслей турецкого президента.
Думается, "вторых доньев" у мыслей Эрдогана не одно. Попытаемся перечислить некоторые из них:
– Европа выделяет Турции трехмиллиардный транш на обустройство беженцев в стране. Естественно, что Анкара должна засуетиться, чтобы не только получить столь нужные в трудные времена деньги, но и иметь перспективу продолжения получения помощи от ЕС,
– после полупобеды-полупоражения на прошедших недавно парламентских выборах Эрдоган должен показать своим гражданам масштаб своей личности, которому тесны границы собственного государства, – тем более в момент, когда желаемые для Эрдогана конституционные реформы, которые позволят ему занять место нового "отца нации", все еще висят в воздухе.
– Эрдоган не считает лишним еще раз напомнить своим заокеанским и европейским товарищам, что его страна претендует на роль региональной державы, а он, естественно, будет региональным лидером.
Однако при всех потугах турецкого президента есть факторы, которые объективны, и которые не могут быть изменены по желанию Эрдогана, даже по желанию его высоких покровителей. А факторы эти следующие:
– турки являются суннитами. Однако в суннитском мире подавляющее большинство – арабы, которые ни при каких обстоятельствах не пойдут на какие-либо серьезные альянсы с турками;
– и с шиитами, центром которых является Иран, ни о каких "единых фронтах", во всяком случае, в обозримом будущем, мечтать не приходится.
Если и где найдут отклик призывы Эрогана, так это в тюркском мире, однако скорее всего, лишь на словах, поскольку тамошние режимы, которые держатся исключительно на штыках, очень не хотят новых причин обострений отношений с собственным народом, где идеи ИГ находят для себя плодотворную почву…