ЕРЕВАН 5 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Кингсли Доналдсон: "Гражданское общество способно прорыть тоннели для конфликтующих сторон"

ИАА "Армедиа" представляет эксклюзивное интервью с директором Института миротворчества и урегулирования конфликтов – Causeway, ныне командиром специалистов разведподразделения, офицером британской армии Кингсли Доналдсоном.


 

Поделитесь впечатлением от семинара* в Ереване?

Я получил удовольствие от пребывания здесь. Очень полезно открыто говорить о том, что мы сделали в Северной Ирландии, о роли гражданского общества и о том, как это все может отразиться в других местах, в том числе и здесь. Было поучительно видеть метаморфозы, произошедшие с участниками с момента начала семинара, когда они были спокойные, не желали влиться (в работу семинара), говорить о конфликте Армении, Нагорного Карабаха, –  и до окончания мероприятия – ко времени, когда, по моему мнению, мы только приступили к изучению некоторых вопросов, действительно важных и чувствительных. Так что я получил удовольствие и думаю, что работа преследовала ясные цели и создалась хорошая основа для прогрессивного сотрудничества.

Если говорить об основных чертах образа врага и о мирном процессе вообще, как Вы думаете, каковы наиболее эффективные методы преодоления образа врага? Как должны работать власти с обществом в данном вопросе?  

 

– Я убежден в том, что, если даже гражданское общество не может непосредственно участвовать в переговорном процессе с другим государством вокруг спорного вопроса, правительство может поощрять рост и развитие гражданского общества в собственной стране, поскольку нет никаких сомнений в том, что в один прекрасный день это понадобится для обсуждений и переговоров. Гражданское общество должно играть свою роль в этом процессе. Наш главный урок в Северной Ирландии следующий: не заставлять гражданское общество ждать, пока мирный процесс будет начат или ратифицирован, но иметь гражданское общество, которое действует сейчас. Таким образом могут развиваться доверие и отношения с людьми из другой страны, могут быть изучены идеи и мысли, более понятными могут стать подходы. Эти подходы могут стать не столь радикальными, как это ранее казалось людям. И возможно, из этих групп гражданского общества вырастет новое поколение политических деятелей, которые почувствуют, что имеют такого качества взаимоотношения, которые можно будет использовать для прорытия тоннелей, связывающих их с другими людьми.  Думаю, что когда начнете подключать гражданское общество, вы будете вынуждены пересмотреть ваши отношения с людьми из другой страны, будете вынуждены пересмотреть образ своего врага: на самом ли деле мне не нравится как они выглядят? как они говорят? что они говорят? как одеваются? или мне не нравится их флаг? их культура? или, в частности, что есть то, что мне не нравится в них? Все перечисленное не нравится мне больше, чем то же самое в других странах, которые ничего плохого не сделали моей стране?

И эти сравнения, эта точка зрения позволят развеять представления о противниках и врагах, помогут очутиться в такой среде, где люди считаются равными друг другу. Это не означает, что вы должны согласиться с ними, также не означает, что ваши представления менее актуальны, или ваши представления поменялись. Это просто позволяет начать диалог, что является ключевым фактором в смысле построения первоначальных мостов для мирного процесса.

Можете отметить некоторые конкретные методы, которые помогли гражданскому обществу Северной Ирландии в процессе мирного урегулирования?

 

В первую очередь, думаю, что правительства в Дублине, Лондоне и Белфасте сыграли решающую роль, содействуя финансированию гражданского общества: они материально помогали развитию гражданского общества. Правительства также облегчили правила, регулирующие деятельность гражданского общества. Также они подключили различные учреждения, каковыми являются Комиссия молодежи, Комиссия жертв. Они подключили к процессу переговоров ранее выступающие друг против друга группы, которые в вопросах поиска общих основ создали союзы гражданских обществ. Правительства также сформировали площадки, на которых гражданские общества стран имели свое слово. Представители властей выслушивали их, участвовали в обсуждениях с ними, участвовали в мероприятиях, организованных гражданскими обществами. Таким образом, своей заинтересованностью, своим участием, своим вовлечением в мероприятия гражданского общества, власти позволили гражданскому обществу быть более широко представленными и более правомочными во всех примирительных процессах. И я думаю, что это - уже постоянно, вот почему гражданское общество сейчас играет ключевую роль.

Какую роль во всем этом играет демократия? На самом ли деле важно, чтобы для обеспечения описанного выше участия гражданского общества государство было демократическим?

 

Да, это помогает, однако не является крайне необходимым фактором. Британская демократия очень сложная штука. Она или юридические процессы в Британии не всегда складываются единообразно в каждом нашем регионе, в каждой нашей стране. Так, референдум в Шотландии может сильно отличаться от референдума в Северной Ирландии.

   Наши политические модели в региональных представительствах различны. В Северной Ирландии имеем то, что называется Консоциативной моделью (одна из моделей правления), при которой вы обязаны иметь представителей от всех сторон. Система правления  Шотландии состоит из традиционной оппозиции и партий, набравших большинство голосов. Таким образом, демократия в Британии существует, но она в различных местах проявляется по разному.

На уровне общин вы голосуете на местных выборах, но одновременно вы можете проголосовать за кого-то, кто должен стать членом Европейского парламента. Речь идет не только о политике, речь идет об участии общества, избирателей в управлении.

Мы в Северной Ирландии много говорим о представительской демократии. А гражданское общество играет очень большую роль в заинтересованности людей своей страной, проблемами, что и означает их участие в политической жизни.

Таким образом, я не считаю, что некоторые крайне "демократические" модели обязательным образом подавляют гражданское общество. Я все еще думаю, что гражданское общество может цвести и в таких условиях. А гражданское общество и руководство страны должны серьезно подумать, чтобы не позволить "демократической" структуре обязательным образом стать препятствием в поощрении развития гражданского общества.

Мы часто говорим о проблеме несоизмеримости конфликтующих обществ, когда правительство одной стороны подготавливает свое общество к миру, а другой – нет. В таком случае, что должна сделать первая сторона, чтобы избежать пораженческих настроений в своем обществе?

 

    Позвольте высказаться прямо: они должны продолжать готовиться к миру, продолжать развивать гражданское общество, поскольку возможно, во время войны или конфликта и после него вы будете нуждаться в гражданском обществе. Гражданское общество для решения конфликта должно вылечить многие общественные раны. Политический деятель путем переговоров может подписать соглашение о перемирии, которое после завершения конфликта будет призвано к жизни при участии гражданского общества. Мирное соглашение, которое мы имели в Северной Ирландии, было бы невозможным, если бы общество не имело сил реализовать его. Пострадавшие от конфликта десятилетней давности могут помочь пострадавшим от последующих конфликтов, а вот законы не смогут сделать это вместо гражданского общества.

 

(мнения, высказанные в интервью, не обязательно представляют позицию британского правительства).



*Семинар реализовала организация "Инициатива управления кризисами" (CMI) в содружестве с НПО "Европейская интеграция" - в рамках "Фонда Соединенного королевства. Конфликты, Безопасность и Стабильность" в проведении семинара оказало помощь Британское посольство в Ереване.


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 56%
    Ветер: 0 км/ч
    5 C°
     
    21°  10° 
    30.03.2024
    19°   
    31.03.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?