ЕРЕВАН 14 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Москва, Тегеран, Анкара: каждый в региональном "танго втроем" желает быть ведущим "танцором"

Kremlin.ru

Два дня назад начался двухдневный визит президента Исламской республики Иран Хасана Роухани в Москву. В тот же день, 28-марта, он провел встречу с премьер-министром российского правительства Дмитрием Медведевым, а вчера состоялась встреча иранского президента с президентом России Владимиром Путиным.

Если охарактеризовать отношения между двумя странами, особенно после снятия западных санкций с Ирана, то они сегодня идут по нарастающей. Так, согласно некоторым данным, только товарооборот между странами за последние два-три года вырос на 70%, не говоря о различных проектах, спектр которых достаточно широк и охватывает почти все области экономики, начиная с торговли, сельского хозяйства и заканчивая энергетикой, в том числе и ядерной.

Однако очевидно, что особое место в российско-иранском сотрудничестве, во всяком случае сегодня, занимает военная область. Так, в 2016-ом году Россия поставила Ирану зенитно-ракетные комплексы С-300. А в этом году рассматривается возможность поставок более современной зенитной системы С-400. Кроме того, Россия заявила, что не видит препятствий для продажи Ирану современных танков Т-90, а также истребителей Су-30. В качестве ответного шага, кроме денег, конечно, Тегеран рассматривает вопросы пусть и временного размещения подразделений ВС России.

Подобная глубина сотрудничества, естественно, в первую очередь обусловлена сложной политической обстановкой в ближневосточном регионе, где есть широкий спектр совпадений интересов Москвы и Тегерана в решении возникших и возникающих там проблем.

В первую очередь, естественно, имеем в виду сирийскую проблему. В данном вопросе, интересы России и Ирана не только совпадают друг с другом, а в определенной степени и с интересами другого важного игрока в регионе – Турции, но и противостоят интересам западных стран.

Однако даже здесь есть свои определенные нюансы, которые увеличивают варианты раскладов, что, естественно, влияет на качество прогнозов. Так, с одной стороны Москва очень хотела бы в регионе иметь в союзниках Анкару по определенным, исходящим из ее интересов причинам. И здесь главный интерес – это углубление противоречий между Турцией и Западом, отдаление Анкары от Вашингтона и Брюсселя, что позволит Москве не только увеличить вероятность сохранения режима Асада, но и, как следствие, самой укрепиться в регионе.

В этом вопросе, скажем сразу, у Москвы полное совпадение взглядов с Тегераном, но есть определенные вопросы с Анкарой, мешающие большему сближению Москвы с ней. Это, конечно, в первую очередь курдский вопрос и судьба того же Башара Асада.

Есть у Москвы также проблемы, связанные с отличными представлениями региональных раскладов, которые есть у Тегерана и Анкары. Разногласий здесь, конечно, больше, чем между Москвой и Анкарой. С другой стороны, насколько Тегеран нужен Москве как союзник в регионе, в том числе, в качестве естественного противовеса Анкаре, настолько и последняя нужна Москве в тех же качествах. Это хорошо понимают во всех трех столицах – Москве, Тегеране и Анкаре, и, что более важно – каждый из них в региональном "танго втроем" желает быть ведущим "танцором".

Понимание того, что ситуация в регионе намного сложнее, чем это может показаться поначалу, даже с учетом всевозможных факторов, становится более ясным, если включить в рассмотрение не только Ближний Восток, но и Южный Кавказ, а может и весь Кавказ в целом. Игнорировать тесную связь двух регионов невозможно, поскольку эта связь обусловлена не только их географической близостью, но и, как следствие, прямым взаимовлиянием идущих в них процессов. Для этого достаточно вспомнить действующее на Ближнем Востоке "Исламское государство", щупальца которого глубоко проникают в страны Кавказа - как Южного, так и Северного.

Наглядным примером сказанного, как в аспекте исламского терроризма, так и в иных аспектах, является Азербайджан, который занимает важное место в политике и Москвы, и Тегерана, и, конечно, Анкары.

Для Москвы Баку - это ключевой игрок на Южном Кавказе, без которого влияние России в регионе будет неполным. Кроме того, контроль над Азербайджаном – это ослабление позиций Турции не только на Кавказе, но и во всем южном подбрюшье России, включая и Крым. Решение "проблемы" Азербайджана очевидным образом позволит Москве сильнее закрепиться на Кавказе, в том числе и на Южном. Кроме того, увод Баку из-под влияния Анкары позволит Москве легче договариваться с последней.

Если же смотреть на Баку из Тегерана, то и здесь можем прийти к выводу, что Азербайджан нужен Тегерану почти по тем же причинам – ослабление влияния Турции в регионе и усиление позиций теперь уже Ирана. В этом вопросе, естественно, не может быть полного совпадения интересов между Тегераном и Москвой, хотя бы потому, что в Тегеране есть собственная политика по отношению как к Ближнему Востоку, так и Южному Кавказу, которые в определенных, но существенных деталях отличаются от интересов Москвы.

Как видим, здесь мы имеем дело с региональным "гордиевым узлом", разрубить который, подобно Александру Македонскому, ни у кого, в том числе и у международных акторов – США и Европы – нет соответствующих сил, во всяком случае, на данный момент. Это, конечно, в первую очередь обусловлено тем, что у мировых центров сил нет единого подхода к решению региональных проблем.

Если же к "чисто политическим" интерсам региональных и мировых акторов добавить энергетические, то уже существующий "гордиев узел" окажется более запутанным, поскольку в этом вопросе интересы всех игроков, в том числе Москвы и Тегерана начинают расходиться кардинально, хотя бы потому, что у них - различные представления по поставкам углеводородных энергоресурсов в Европу.

Не убавляет сложности, но вносит большую неопределенность в будущую региональную картину, даже не в дальней, а в ближайшей перспективе то обстоятельство, что Россия и Иран по отношению к Западу идут в противоположных направлениях. Если Тегеран, пусть и с большим трудом, что называется, со скрипом, тем не менее "раскрывается" перед Западом – выходит из-под санкций, то Россия – наоборот, все сильнее и сильнее запутывается в санкционных сетях. А при подобном движении в противоположных направлениях обязательно происходят определенные изменения интересов – ведь своя рубашка всегда ближе к телу. А это означает, что даже в среднесрочной перспективе трудно будет предугадать поведение того же Тегерана даже в отношении тех проблем, в которых сегодня существует чуть ли не полное совпадение взглядов с Москвой.

Именно в такой непростой для обеих стран период и состоялся визит иранского президента в Москву...

Другие материалы по этой теме

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 51%
    Ветер: 3,6 км/ч
    14 C°
     
    26°  16° 
    21.04.2024
    24°  15° 
    22.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?