ЕРЕВАН 0 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Что нужно Поднебесной на Кавказе?

Что нужно Поднебесной на Кавказе? Следуя древней восточной тактике, Китай медленно, но верно, внешне не агрессивно, движется к своей цели, которое Красное Солнце государства – великий кормчий Мао Цзедун - обозначил так: "Мы непременно завоюем весь мир!" (из интервью диктатора Мао, газета "Жэньминь Жибао", 1969 год).

Мощь Китая более 200 лет назад уже предрекал выдающийся полководец Наполеон Бонапарт: "...Китай - это спящий дракон, когда он проснется - он перевернет мир...". И вот сейчас мы уже становимся очевидцами пробуждения "Красного дракона". На данном этапе главным направлением внешнеполитической стратегии КНР остается обеспечение внешних благоприятных условий для дальнейшего развития страны и ее превращение в глобальную супердержаву. Однако Китай пока не стремится к глобальному лидерству, он занят своими внутренними проблемами: нужно обеспечить социальную стабильность и стабильный экономический рост в собственной стране. А для стабильного экономического роста нужны энергоносители, и главное, их беспрепятственная поставка в Китай.

В 21 веке Китай создал свою внешнеполитическую концепцию, которая делает упор на невоенные методы и является площадкой для осуществления политики "мягкой силы", одно из направлений которой - распространение китайских культурных ценностей. Сейчас Китай во всех континентах имеет свое солидное и прочное присутствие в виде инвестиций в экономику, добычи полезных ископаемых, строительства инфраструктур, аренды/покупки сельскохозяйственных земель, а также "чайна-таунов".

В прошлом году новый лидер КНР Си Цзиньпин заявил о возрождении экономического пояса Великого шелкового пути, один отрезок которого веками проходил через Кавказ[1].

У Китая на Кавказе – самый маленький исторический опыт, в отличие от России и США, которые вовлечены в политику региона. Во времена Шелкового пути контакт был только в рамках торгово-экономических и культурных связей. Сейчас пока невозможно сказать, что кавказское направление стало приоритетным для Поднебесной, но, имея ввиду китайскую тактику долгосрочного достижения своих целей и ее политику в регионе, можно сказать, что Кавказ является "одной жемчужиной в нити жемчуга". Хотя китайские лидеры в своих выступлениях неоднократно давали понять, что их не интересует ни Южный, ни Северный Кавказ, показывая демонстративное равнодушие, однако этот близкий к европейским рынкам регион им нужен для того, чтобы через него в будущем осуществить доставку китайских товаров, инвестиций и рабочей силы на Запад. Причем Китаю нужен стабильный Кавказ.

Одним из базовых принципов внешней политики КНР является экономическое сотрудничество с любым государством, а самое главное в отношениях – нахождение общих интересов, гибкость в защите собственных интересов, способность найти компромисс. В Китае главное - результат, и совершенно не важно, какой ценой он достигается. Китайцев не волнует, что у закавказских государств уже есть сформировавшиеся отношения с другими державами (армяно-русские, грузино-американские, азербайджано-турецкие). Главное, что КНР для трех республик – глобальная сила, как постоянный член СБ ООН.

Китайцев абсолютно не волнует и то, что в регионе есть замороженные, неурегулированные конфликты. Придерживаясь принципа невмешательства во внутренние дела других государств, Китай не участвует в процессе урегулирования этих конфликтов, демонстративно не выступает ни на чьей стороне. Он только заявляет, что конфликты должны быть разрешены мирным путем, согласно нормам международного права, но одновременно строит отношения и с Арменией, и Нагорно-Карабахской Республикой, и Грузией, и Абхазией, и Азербайджаном, а во время официальных визитов в Грузию и Азербайджан заявляет, что придерживается принципа территориальной целостности стран. При выстраивании отношений с непризнанной и частично признанной страной региона, китайская сторона избегает официальных связей и делает ставку на частное предпринимательство.

Кстати, в данном контексте КНР приводит свой уникальный опыт взаимоотношений с Тайванем. Хотя Пекин везде заявляет, что Тайвань – это неразделимая часть Китая, но в то же время выстраивает с ним отношения как с независимым государством.

И все-же, зачем китайцам Южный Кавказ?

 - Этот регион Пекину нужен с точки зрения близости к европейским рынкам, он хочет создать здесь стабильную экономическую платформу. Хотя торгово-экономические показатели Китая с Арменией, Грузией и Азербайджаном пока что очень скромные, однако Пекин пытается найти здесь свободные пространства.

Китайское правительство сотрудничает с правительствами других стран, не вмешиваясь в их внутренние дела, и то же самое требует от них. В сотрудничестве с ними Пекин вообще не интересуется нарушениями прав человека, отсутствием демократии, коррупцией. Главное - его интересы; главное, чтобы рост экономики Китая не застопорился. В данном случае политику Китая можно охарактеризовать словами Дэн Сяопина: "Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей".

 - Кавказ занимает стратегическое положение с точки зрения транзита пантюркизма и исламского фундаментализма в Китай. Это те идеологии, влияние которых очень опасно для поддержания стабильности Поднебесной, учитывая сепаратистские настроения уйгуров-мусульман в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (которые составляют 45% населения СУАР)[2] .

В этой связи Кавказ становится важным регионом для противостояния этим угрозам. Вот поэтому Пекин развивает отношения со всеми странами региона, независимо от их де-юре статуса. Здесь он здесь будет углублять экономические связи, будет бороться с распространением нежелательных идеологий в регионе, улучшая социально-экономическую ситуацию в закавказских странах.

- Создание новых наземных путей из Азии в Европу. А для этого главное – обеспечить политическую стабильность закавказских государств и их территориальную целостность (в этой связи можем вспомнить, что случилось с миллиардными китайскими инвестициями на Ближнем Востоке из-за "арабской весны" и украинского Майдана). 


 

[1] 1-6 сентября 2014 г. в Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района, проходила 4-я международная выставка "Китай – Евразия". 50 стран-участниц ЭКСПО объединяла главная ее тема - строительство "Экономического пояса Шелкового пути", который, по китайскому замыслу, должен еще больше сплотить страны евразийского региона в сферах торговли, логистики, образования и даже культуры. А для этого нужно построить обширную, безопасную и эффективную транспортную сеть, т.к. устаревшая инфраструктура стала серьезным препятствием на пути развития Экономического пояса. И Китай "готов работать над созданием и расширением железных дорог, автотрасс, трубопроводов, а также воздушного и телекоммуникационного сообщения совместно со странами региона".

[2] Кстати, здесь китайское правительство применяет свою "политику добра" (китайская стратагема: "Врага задуши в дружественных объятиях"), пытаясь всячески искоренить сепаратистские настроения, способствуя экономическому развитию запада Китая, а значит и стабильности в регионе. В СУАР проводятся разные проекты развития инфраструктуры, повышения социального уровня населения, проводятся международные выставки, конференции. Недавним событием было ЭКСПО КНР-Евразия в Урумчи 1-6 сентября 2014 г. СУАР станет центром развития идеи экономического пояса Нового Шелкового пути.


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: %
    Ветер: км/ч
    0 C°
     
       
    24.11.2024
       
    25.11.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?