ЕРЕВАН 25 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Ирановед: мягкая позиция Ирана по референдуму в Курдистане обусловлена уверенностью в собственных силах

Ирановед Вардан Восканян поговорил с ИАА "Армедиа" о предстоящем 25 сентября референдуме в Иракском Курдистане и о позиции и интересах Ирана по данному вопросу.

 

- Какова позиция Ирана по вопросу проведения референдума по Курдистану и чем она обусловлена?

- Очевидно, что формирование независимого Курдистана на севере Ирака не исходит из интересов Ирана. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, Иран является сторонником территориальной целостности Ирака. Во-вторых, на территории Ирана, непосредственно примыкающей к курдонаселенным районам Ирака, также есть курдское население, и распространение курдского национализма в сторону курдонаселенных районов Ирана, очевидным образом, не входит в круг интересов и планов Тегерана. Однако с другой стороны официальный Тегеран - как по дипломатическим, так и по другим каналам -используя имеющиеся у него связи и возможности, стремится по возможной мере сохранить равновесие сил в курдонаселенных районах Ирака. Речь идет о двух курдских политических партиях – о Демократической партии Курдистана и о Патриотическом союзе Курдистана.

Если следить за реакцией на официальном уровне, то заявления Ирана, как это на первый взгляд не будет казаться необычным, не являются особо жесткими. Во всяком случае, мы не можем сравнить их с заявлениями Турции, в частности, я бы сказал, с экстремистскими заявлениями президента этой страны Реджепа Тайипа Эрдогана. В данном контексте, кажется, Иран в определенном смысле экстремистские проявления оставил турецкой стороне. Это разумная политика со стороны Ирана, с учетом, конечно, имеющихся у президента автономного Иракского Курдистана Месуда Барзани политических и экономических связей с Турцией. Естественно, иранцы, более мягко формулируя свою позицию, тем самым пытаются по возможности пошатнуть эти связи.

- Вы обратились к вызовам, которые вытекают из референдума по независимости Курдистана. А есть ли здесь какие-либо возможности для Ирана?

- Знатете, Иран - не сторонник расчленения Ирака. Иранцы в Ираке имеют гигантское влияние - как в Багдаде, Эрбиле, так и в Сулеймании. В этом смысле расчленение этого государства вовсе не выгодно. Повторюсь, есть опасность, что эхо т.н. процесса независимости может иметь распространение и на курдонаселенные районы Ирана. Учитывая эту перспективу, иранцы очень серьезно и разумно управляют ситуацией в своей стране, предоставляя местному курдскому населению определенный ряд культурных возможностей и привилегий. Как известно, начиная с прошлого года курдский язык стал преподаваться в университете столицы Иранского Курдистана - Санандаджи. Курдский язык звучит также на местном телевидении, радио. В Иране издается периодика на курдском языке. В этом смысле иранцы четко управляют ситуацией в курдонаселенных районах собственной страны.

А с другой стороны, иранцы сохраняют отдельные связи с силами как Барзани, так и Талабани. Последним фактом, красноречиво говорящем об этом, является то, что вся семья Талабани после того, как было заявлено о намерении провести референдум по независимости, прибыла в Иран, что и более четко определило иранскую позицию в данном вопросе. Дело в том, что внутри Иракского Курдистана есть различные подходы, даже внутриполитические подходы чрезвычайно различны. Здесь есть одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Это - вопрос прав национальных меньшинств на территории Курдистана, в том числе и права на жизнь. Речь идет как о территориях, населенных езидами, так и о территориях, где проживают ассирийцы – все они вечно находятся под угрозой. В смысле сказанного, если курдские власти смогут обеспечить права названных нацменьшинств и, повторюсь, право на жизнь на этих территориях, которые являются для них родиной, то это будет серьезным достижением.

Как бы то ни было, необходимо ждать - для того, чтобы увидеть, направлено ли заявление о референдуме на уточнение позиций различных игроков как в регионе, так и вне него, или есть серьезное намерение провести этот референдум, в результате которого на севере Ирака будем иметь независимую государственность Курдистана...

- Вы сказали, что официальная позиция Ирана по данному вопросу мягче ожидаемой. Есть ли различие между официально выраженной и реальной позициями Ирана?

- Без иранской поддержки и без иранского присутствия в курдской автономии могут возникнуть многочисленные проблемы. Не секрет, что в процессе борьбы с террористической организацией "Исламское государство" (ИГ) иранское военное присутствие в окрестностях Эрбиля сыграло решающую роль в том, что ИГ не вошло в город, о чем говорили и высокопоставленные иранские чиновники. В этом смысле среди региональных стран, возможно, только иранцы имеют самые сильные рычаги, чтобы влиять на ситуацию. Поэтому естественно, что мягкость иранской позиции обусловлена, в первую очередь, уверенностью, которой это государство обладает в отношении собственных сил. Необходимо отметить, что и в случае иных проблем иранцы "право" на экстремистские, так сказать, высокопарные заявления, кажется, оставляют турецкой стороне. Это исходит из интересов Ирана, поскольку в результате Иран не портит свои отношения с различными игроками.

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 19%
    Ветер: 1,54 км/ч
    25 C°
     
    27°  16° 
    19.04.2024
    27°  16° 
    20.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?