ЕРЕВАН 15 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Референдум в Иракском Курдистане: возможные сценарии будущего

Arabpress.eu

Говоря о предстоящем референдуме в Иракском Курдистане по созданию независимого государства, следует четко разделить его два этапа: первый – сам референдум и в случае положительного результата - переходной процесс создания государства, который, хотя бы из-за демаркационных, не говоря уже о других, не менее важных проблемах, может затянуться на многие годы, и второй этап – начало полноценного функционирования независимого государства.

Хотя и в обоих случаях круг интересантов и противников практически один и тот же, тем не менее есть и свои отличия.

Если второй этап однозначно угрожает всем четырем государствам, на территории которых в основном и проживает курдское население – Турции, Ирану, Ираку и Сирии, тем не менее на первом этапе Иран и Сирия могут извлечь определенные выгоды для себя. Ирану он может быть выгоден в плане ослабления роли Турции в регионе и тем самым - дополнительного усиления влияния в Сирии. Для самой Сирии, которая сегодня разваливается на части, создается возможность сыграть на новом региональном обострении, тем самым в определенной степени переключив внимание с проблемы власти внутри страны, или говоря иначе – судьбы Башара Асада на более актуальные региональные проблемы.

Если говорить про Ирак, то, по мнению многих аналитиков, если на референдуме курды скажут "да" независимости, то, как уже говорилось выше, это не приведет к их немедленному отделению и образованию самостоятельного государства, как в случае с Косово. Референдум будет лишь начальным шагом в повышении статуса курдов на переговорах с Багдадом и придаст легитимность призывам к независимости.

А вот следующие шаги уже будут зависеть от условий на международной арене и в регионе, от игры многих и не только региональных игроков, о которых уже говорилось выше – Турции и Ирана, но и США, Европы Китая и России. При таком раскладе говорить о благоприятном завершении первого этапа и переходе на второй совершенно несерьезно, поскольку, как видим, неопределенных факторов, особенно развивающихся во времени, чересчур много, чтобы строить какую-либо более или менее определенную теорию.

В некоторой степени этот вопрос мы уже рассматривали, и лишь напомним вывод, который был сделан: "многое в возможном создании курдского государства будет зависеть от самих курдов. Если сознание их лидеров поднимется выше уровня мышления полевых командиров, то шансы их иметь собственное государство, естественно, повысятся, поскольку никому в противном случае не захочется иметь дело с новым Суданом или Сомали, теперь уже на Ближнем Востоке, пока еще являющемся одним из крупнейших энергетических перекрестков планеты".

Свершению подобного, благоприятного для курдов Ирака сценария могут помешать, конечно, и другие факторы. Перечислим некоторые из них.

На возможных переговорах с Багдадом, безусловно, иракское правительство сделает все, чтобы отказать Курдистану в независимости, поскольку объективно это является первым шагом к распаду и без того трещащего по швам государства. Кроме того, Ирак никогда не смирится с потерей такого важного региона с огромными запасами нефти, которые оцениваются в 40–45 миллиардов баррелей.

По причине возможных волнений и распада государства всеми силами подобному ходу событий, конечно, будет противодействовать Турция, что она делает уже сегодня. И здесь ее резоны более чем очевидны. Если Иракский Курдистан со столицей в Эрбиле насчитывает 5-6 миллионов человек, то на юго-востоке Турции с центром в Диарбекире живет 14-20 миллионов курдов. При таком раскладе, когда под боком будет создано "родное государство" с населением в 3-4 раза меньше чем собственное, не предсказать восстание турецких курдов сможет разве лишь большой турецкий оптимист.

Названный выше первый этап выгоден и американцам. Как известно, в их планы входит создание на территории Иракского Курдистана военной базы, которая вполне может стать противовесом аналогичных баз в Турции и Ираке, тем самым ослабив позиции Анкары и Багдада в переговорах с Вашингтоном. Недаром сегодня американцы - в противовес интересам регионального партнера Турции - вооружают курдские военизированные отряды на иракской территории.

Создание американской военной базы в подбрюшье Ирана может также оказаться фактором давления на Тегеран, сделав его более сговорчивым в плане сотрудничества с Вашингтоном и Западом вообще. Аналогичный резон имеет место и для европейцев.

Что касается России, то здесь многое будет зависеть как от ситуации в Сирии, так и от положений дел внутри России, которой все труднее и труднее противостоять западным санкциям и, тем самым, вести более или менее независимую политику на том же Ближнем Востоке.

Но самое удивительное, что подобный расклад вполне может оказаться выгоден самим иракским курдам, среди различных группировок которых, как уже говорилось выше, существуют определенные разногласия, не способствующие выработке видения единого государства. При таком раскладе полевые командиры после успешно проведенного референдума вполне могут удовлетвориться "переходным статусом" своего будущего государства: разделить нефтеобильные территории между собой и, имея в качестве третейского судьи тех же американцев, которые не позволят им перессориться между собой насмерть, жить, что называется, вполне удовлетворенной жизнью.

Американцам такой расклад также очевидным образом выгоден. Кроме перечисленных выше рычагов на Анкару и Тегеран, они будут иметь свое "ближневосточное нефтехранилище", ценовая политика которой во многом сможет определять действия тех стран, в том числе и партнеров, для которых нефть является основным источником заполнения собственного бюджета...


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 51%
    Ветер: 1,54 км/ч
    15 C°
     
    29°  17° 
    27.04.2024
    29°  16° 
    28.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?