ЕРЕВАН 0 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

20 февраля 1988 года. Карабах

Из истории

...Начиная с 13 февраля 1988 года каждый день на площади Ленина в Степанакерте проходили митинги, собиравшие по 40-50 тысяч человек. Народ требовал вывода Нагорного Карабаха из состава Азербайджана и воссоединения с Арменией. 17 февраля из Москвы в Степанакерт возвратилась делегация карабахской интеллигенции, находившаяся в столице СССР с 8 февраля. Население области требовало созыва внеочередной сессии и решения вопроса.

20 февраля 1988 года состоялась внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов, на которой было принято решение "О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР".

Сессия фактически предопределила борьбу Нагорного Карабаха за независимость. Принятию исторического решения предшествовали аналогичные решения районных Советов.

Однако 21 февраля Политбюро ЦК КПСС приняло постановление, по сути противоречащее международным принципам самоопределения народов. Политическое решение проблемы Москва пыталась подменить социально-экономическими мерами, что вызвало категорические протесты населения области.

Сессия областного Совета народных депутатов состоялась в условиях активного противодействия представителей официального Баку и первого секретаря областного комитета партии Бориса Кеворкова.

Азербайджанская сторона на решение о воссоединении области с Арменией ответила агрессией. Конфронтация вскоре перешла в открытое противостояние, а затем - в продолжительную кровопролитную войну.

 

…Эти сухие строчки не могут передать то, что творилось на Центральной площади Степанакерта 20 февраля 1988 года. Собравшиеся, которые дни и ночи проводили в невиданных до этого в Советском Союзе демонстрациях, кричали "Миацум" ("Воссоединение" - арм.)! 20 февраля добавился еще и лозунг "Сессию! Сес-си-юю!" Тогдашний заместитель председателя исполкома Облсовета Шмавон Петросян рассказывал, что 20 февраля в 11 часов утра было созвано заседание Облсовета, на котором 9 его членов поддержали требование депутатов о созыве внеочередной сессии Облсовета. Попытки азербайджанского руководства и проазербайджански настроенных руководителей НКАО провалить организацию сессии оказались тщетны. Несмотря на то, что дороги из районов в Степанакерт властями специально были закрыты, в столицу Карабаха тем не менее начали прибывать из районов депутаты.

По словам ныне покойного Карена Бабуряна, который в феврале 1988 года работал в областном исполкоме Нагорного Карабаха в качестве заведующего организационным отделом и являлся депутатом областного Совета НКАО, "до известной сессии 20 февраля по всей территории области прошли заседания сельских, поселковых, районных и городских Советов, то есть можно сказать, что это тоже был своеобразный референдум. Руководители Азербайджана пытались с помощью первого секретаря обкома партии Бориса Кеворкова помешать процессу проведения областных и городских сессий, вызывали и запугивали людей. Но народ твердо стоял на своем. 
    Сессия областного Совета должна была завершиться в тот же день. Десятки тысяч людей собрались на Центральной площади имени Ленина. Площадь взрывалась от громкого скандирования: "Сес-си-я!!!"... Степанакерт был заблокирован, ведущие в город дороги закрыты, всячески чинили препятствия сбору депутатов. В тот день, в тот момент в Степанакерте находился первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Кямран Багиров вместе со своей свитой, частями силовых структур. Заседание областного Совета Нагорного Карабаха должно было начаться во второй половине дня. Переодевшись, верхом или пешком преодолев множество препятствий, депутаты добирались до Степанакерта. Проживавших в городе депутатов также пытались разными способами терроризировать, но напрасно. Сессия началась примерно в 9 часов вечера. Она была созвана следующим образом: при наличии подписей не менее трети депутатов закон позволял проводить сессию без разрешения руководящих органов и должностных лиц. 
      В первые минуты Багиров со своими везирями находился в зале. Вначале он просил, давал обещания, потом перешел на угрозы, одним словом, делал все, чтобы сорвать работу сессии. Присутствовал также представитель ЦК КПСС Яшин, который время от времени звонил в Москву, по-видимому, сообщал информацию Горбачеву. 
   По требованию депутатов Багиров со своими марионетками покинул зал. Сессия приняла известное всем решение, выразив волю армянства Арцаха о воссоединении с матерью-Арменией. Из нескольких вариантов решения был выбран тот, который не противоречил конституциям СССР, Азербайджанской ССР и Армянской ССР. Мы руководствовались положениями закона, благодаря чему ни одно решение в дальнейшем не было отменено. И это была одна из наших больших побед. 
   Председателем облисполкома тогда являлся Владимир Осипов, который был против Движения и решения сессии. Он не принял участия в работе сессии, печать же спрятал, вынес ее из здания, и мы оказались перед серьезной проблемой. 
    Народ узнал об этом, и десятки тысяч собравшихся на площади людей скандировали: "Пе-чать!", "Пе-чать!"... Документ был, печати не было. Шмавон Петросян, заместитель Осипова, фактически взял на себя руководство облисполкомом. В его кабинете находились Генрих Погосян, Вачаган Григорян, Аркадий Манучаров и другие. "Ты юрист. Печати нет. Что нам делать?" - обратился ко мне Вачаган Григорян. Решение было найдено: поскольку печать сама по себе являлась подтверждающим доказательством, мы придумали нечто более сильное - вместо печати облисполкома, подписи председателя и секретаря написали имена и фамилии всех членов облисполкома и отдали на подпись. 
        Решение было юридически правильным, и в дальнейшем даже высокопоставленные чиновники Москвы приняли это как факт". 

Пока шла сессия, тысячи людей ждали на улице, в холод и мороз, ее решения. Была уже поздняя ночь, когда депутаты единогласно приняли историческое решение. Они вышли из зала и влились в ряды тысяч митингующих карабахцев, с ликованием отмечавших первые минуты и часы своей независимости и свободы. Поздней же ночью Вачаган Григорян зачитал решение внеочередного Совета народных депутатов НКАО 20 созыва сессии от 20 февраля 1988 года.

 

"О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской" 

(от 20 февраля 1988 г.)

 

Заслушав и обсудив выступления депутатов областного Совета народных депутатов НКАО о ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, внеочередная сессия Нагорно-Карабахского областного Совета народных депутатов решила:

Идя навстречу пожеланиям трудящихся НКАО, просить Верховный Совет Азербайджанской ССР и Верховный Совет Армянской ССР проявить чувство глубокого понимания чаяний армянского населения Нагорного Карабаха и решить вопрос о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР, одновременно ходатайствовать перед Верховным Советом Союза ССР о положительном решении вопроса передачи НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР.

 

Это было только начало Пути. Но именно 20-ое февраля считается официальным днем начала борьбы Карабаха за то, чтобы самим вершить свою судьбу… Несмотря на то, что начало Карабахского Движения повлекло за собой тяжелую войну и много жертв, стало очевидно, что в истории армянского народа эта дата отныне будет ассоциироваться с революционным духом армян, с возрождением национальных идей и возможностью побед в собственной истории.


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: %
    Ветер: км/ч
    0 C°
     
       
    26.11.2024
       
    27.11.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?