ЕРЕВАН 0 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Стамбульский саммит по Сирии: как США и Иран остались вне игры

РИА Новости / Сергей Гунеев

Глава Пентагона Джеймс Маттис призвал Россию не выходить из женевского процесса под эгидой ООН в урегулировании сирийского конфликта и не пытаться перевести урегулирование в процесс Астаны или Сочи, поскольку они не дали никаких результатов. Заявление шефа Пентагона последовало после состоявшегося 27 октября в Стамбуле четырехстороннего саммита по Сирии - с участием лидеров Турции, России, Франции и Германии.

Отметим, что это первый такой формат по урегулированию сирийского конфликта: в сирийском вопросе Турция и Россия сотрудничают с Ираном в рамках формата Астаны, а Франция и Германия более активно участвуют в американских инициативах (интересно, что в стамбульском саммите  были "отсутствующие" с обеих "сторон" - в лице Ирана и США. Отметим, что США категорически отказываются участвовать в дискуссиях, инициированных форматом Астаны. В этом случае участие Ирана могло бы усложнить международное восприятие результатов такого важного саммита).

Проведение саммита в Стамбуле само по себе - серьезный удар по Соединенным Штатам, которые в последнее время значительно потеряли свои позиции в этой ближневосточной стране. Участие Германии и Франции на саммите в Стамбуле говорит о том, что усилия по урегулированию сирийского конфликта в астанинском формате, инициатором которого является президент России Владимир Путин, из регионального уровня переходят на международный и, таким образом, у астанинского формата появляется еще больше возможностей для успеха. А это будет означать полный провал Соединенных Штатов в Сирии.

Поэтому реакция США была вполне ожидаемой, как и то, что Вашингтон попытается усилить давление на своих европейских партнеров - на Францию и Германию, чтобы предотвратить сирийское урегулирование под эгидой России. Трудно сказать, насколько это удастся США. Непрерывный поток беженцев в результате сирийского конфликта, а также угрозы национальной безопасности из-за исламского экстремизма стали настоящей головной болью для европейских властей. В результате политики Трампа, ориентирующейся исключительно на интересы США, европейские партнеры Америки больше не могут полагаться на поддержку Соединенных Штатов и пытаются самостоятельно решить свои проблемы, в том числе и в неприемлемых для Соединенных Штатов форматах.

Здесь следует отметить, что астанинский формат, инициированный Россией, несмотря на заявления США, весьма эффективен (в отличие от женевского процесса), о чем свидетельствуют в том числе оценки ООН и участие спецпосланника ООН по Сирии Стафана де Мистуры в последних встречах в этом формате. Именно в рамках астанинского формата стала возможной стабилизация ситуации в Сирии - благодаря созданию зон деэскалации, а в результате последнего российско-турецкого соглашения о создании в Идлибе демилитаризованной зоны в Сирии больше не проводятся широкомасштабные военные действия, что дает реальную возможность предпринять шаги по политическому урегулированию конфликта.

В целом на саммите в Стамбуле стороны, можно сказать, сверили часы и попытались найти точки соприкосновения в своих позициях по мирному процессу в Сирии. По итогам саммита стороны подчеркнули необходимость поддержки территориальной целостности и суверенитета Сирии, бескомпромиссной борьбы с терроризмом и конституционного преобразования страны - для полноценного прекращения огня и обеспечения условий для возвращения беженцев. Для этого стороны придают особое значение формированию Конституционной комиссии под эгидой ООН, в которой будут представлены все силы, вовлеченные во внутриполитические процессы в Сирии. Отметим, что работу Конституционной комиссии планируется начать в конце ноября в Женеве.

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: %
    Ветер: км/ч
    0 C°
     
       
    25.11.2024
       
    26.11.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?