ЕРЕВАН 8 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Made in Turkey: власти Армении проводят двойственную политику

Правительство Армении уверяет, что стремится продлить запрет на ввоз турецких товаров. По части товаров конечного потребления вице-премьер Мгер Григорян выразил уверенность в том, что эмбарго будет продлено, добавив, что до введения запрета на товары турецкого происхождения Армения импортировала из Турции готовую продукцию на сумму 220 миллионов долларов.

Утверждение вице-премьера о том, что для отечественного производителя в Армении откроется рынок на вышеуказанную сумму, верно, но к такому подходу можно было бы отнестись серьезнее, если бы не некоторые реалии.

Во всем этом процессе правительство могло и еще может сыграть значительную роль в виде автора инициатив или проектов, направленных на продвижение отечественного производства. Следует отметить, что в ситуации, когда нет кризиса, запрет на ввоз товаров конечного потребления мог быть достаточным шагом со стороны государства, чтобы местные производители при помощи механизма саморегулирования смогли бы быстро найти свое место на освободившемся рынке, но когда такой запрет совпадает с кризисом, создавшимся в результате пандемии коронавируса и после войны в Арцахе, малые рынки - такие как Армения - вряд ли могут саморегулироваться эффективно, если вообще могут.

В результате готовая продукция, импортируемая из Турции, в основном заменяется не местными продуктами, а турецкими товарами, прошедшими таможенный контроль в других странах. На самом деле изменились способы импорта, а реальность осталась практически неизменной. Об этом свидетельствует исследование армянского рынка даже невооруженным глазом, хотя по официальной статистике объем импорта из Турции в Армению в январе-феврале снизился более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но на армянском рынке продолжают продавать большое количество турецкой продукции.

Более того, мы можем четко констатировать, что вытеснения турецких товаров с армянского рынка не произошло, несмотря на действующее эмбарго.

Чиновники часто заявляют, что этот процесс требует времени, что недостаточно справедливо. Следует напомнить, что от принятия решения об эмбарго (октябрь 2020 года) до его вступления в силу (январь 2021 года) был период, который, фактически, неэффективно использовался в данном направлении.

В то же время ни у одного члена правительства нет однозначного ответа на вопрос, будет ли продлен запрет на ввоз турецких товаров на второй срок или нет. И министр экономики, и вице-премьер говорят о склонности правительства к продлению запрета, но не говорят о четком решении, о четкой позиции. Это держит местного производителя, импортирующую организацию или физическое лицо в состоянии неопределенности и, следовательно, дает поводы избегать определенных альтернатив.

Другая реальность – неопределенность позиции властей Армении по отношению к турецкому товару. С одной стороны, вводится запрет на турецкую готовую продукцию, с другой - ведется пропаганда экономических возможностей турецко-азербайджанских рынков, которые могут появиться в результате разблокировки региональных коммуникаций. С одной стороны, Армения выступает с инициативой лишить турецкие товары импортных льгот в ЕАЭС, с другой стороны, правительство разрешает армянским компаниям импортировать турецкую сельскохозяйственную продукцию - после таможенного оформления для экспорта - в третьи страны, в основном, в ЕАЭС.

Очевидно, что в случае такой двойственной политики нынешнего правительства Армении будут потеряны все возможности для отечественного потребителя, в том числе озвученные со стороны властей РА, которые имели бы шанс появиться в связи с запретом на ввоз турецких товаров в нашу страну.


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 53%
    Ветер: 1,03 км/ч
    7 C°
     
    21°  10° 
    30.03.2024
    19°   
    31.03.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?