ЕРЕВАН 16 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Китай на Южном Кавказе: какой стране будет отданo предпочтение?

news.gallup.com

В контексте геополитических изменений, происходящих в регионе после окончания 44-дневной войны, китайский фактор не получает должного внимания, хотя перспектива разблокировки коммуникаций в регионе не может не интересовать Пекин в контексте инициативы "Один пояс, один путь".

Китай, имея многочисленные внутриполитические проблемы, строго следует правилу невмешательства во внутренние дела других стран, поэтому Пекин больше использует экономические, а не политические инструменты для увеличения своего влияния в мире, что делает сотрудничество с Китаем очень привлекательным, в том числе и для стран Южного Кавказа.

И в регионе мы имеем довольно интересную картину: 40% товарооборота Южный Кавказ - Китай приходится на Азербайджан; в 2017 году Китай подписал соглашение о свободной торговле с Грузией - первое на постсоветском пространстве; что касается Армении, то в последние годы Китай был нашим вторым после России торговым партнером.

Следует отметить, что, хотя Южный Кавказ находится в поле внимания Пекина как важная часть инициативы "Один пояс, один путь", Китай не полностью реализовывает свои возможности для взаимодействия в регионе.

Это связано с рядом факторов. Во-первых, приоритетом Китая в контексте вышеупомянутой инициативы являются Юго-Восточная Азия, Центральная Азия и Ближний Восток. Более того, не входящий в приоритетную повестку Пекинa Южный Кавказ также очень проблематичен с геополитической точки зрения. Не только отношения между странами региона достаточно сложные, но и велико влияние других крупных игроков, в частности - России и США. Сегодня Южный Кавказ превращается в площадку для выяснения отношений между Россией и Западом, и Китай никоим образом не желает вмешиваться в этот процесс. В то же время более активному участию Китая на Южном Кавказе препятствует фактор самого влиятельного игрока в регионе - России. Китай, особенно сегодня, когда пытается противостоять давлению Запада месте с Россией, будет избегать активного роли на Южном Кавказе, поскольку это может быть воспринято Россией как геополитический вызов - как в случае с Центральной Азией.

Однако все эти факторы не означают, что Китай не будет пытаться воспользоваться возможностями, которые возникают сегодня в нашем регионе. Но, скорее всего, Пекин будет ожидать больше инициативы в этом вопросе и от самих стран Южного Кавказа.

Азербайджан уже приступил к этой работе. В частности, Баку работает над превращением "коридора", соединяющего западные районы Азербайджана с Нахиджеваном через Армению, в ключевую часть маршрута, соединяющего Китай с Европой. В то же время Азербайджан уже успешно реализовал свои транзитные возможности в рамках китайской инициативы "Один пояс, один путь". Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и Бакинский порт сегодня представляют большой интерес для Пекина.

Следует отметить, что, несмотря на инфраструктурные проблемы, Армения также представляет большой интерес для Китая в рамках его инициатив, о чем китайская сторона неоднократно сигнализировала. В частности, для Пекина представляет интерес маршрут Иран-Армения-Грузия, соединяющий Каспийское море с Черным морем. В этом контексте весьма интереснo подписанное в марте соглашение между Ираном и Китаем, в котором намечено стратегическое сотрудничество между сторонами на следующие 25 лет. Это соглашение, которое предусматривает китайские инвестиции в размере 450 миллиардов долларов, помимо экономических, также имеет довольно большое политическое значение. Оно относится не только к традиционным сферам сотрудничества - экономическому и культурному, но и к таким чувствительным сферам, как военная и разведывательная области. Это соглашение свидетельствует о большом значении Ирана для Китая в контексте инициативы "Один пояс, один путь". Это, конечно, создает как определенные возможности, так и вызовы для Армении. Кстати, в транзитных возможностях Армении заинтересованы не только Китай, но и Индия. В марте посол Индии в Иране объявил, что Нью-Дели планирует соединить западную часть Чабахара, Индийский океан с Евразией и Хельсинки через Армению, создав коридор Север-Юг.

Однако нынешнее правительство Армении не только не реагирует на эти сигналы как из Китая, так и из Индии, пытаясь реализовать транзитные возможности Армении, но и своим безответственным поведением, свидетелями которого мы стали во время выступления Никола Пашиняна в Национальном Собрании 3 мая, посылает совершенно противоположные сигналы Китаю, делая перспективы открывающихся возможностей для Армении очень туманными.


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 45%
    Ветер: 3,6 км/ч
    17 C°
     
    26°  15° 
    20.04.2024
    26°  16° 
    21.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?