ЕРЕВАН 20 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Сардар Джанбал – яблоко раздора между Ираном и Азербайдажаном

 

Выходя из-под западных санкций, Иран начинает активное вхождение в мировую экономику, пытаясь нагнать то, что потерял за эти годы. Естественно, главными козырными картами Тегерана будут нефть и газ. В этом смысле начнутся, а вернее сказать, продолжатся проблемы с соседями, особенно с Азербайджаном, который считается основным "нефте-газо-соперником" Ирана в регионе.

В этой борьбе свою лепту вносит и то обстоятельство, что на сегодня статус Каспийского моря не определен, и каждая прибрежная страна "делит" его поверхность сообразно своим интересам. Многочисленные переговоры по статусу Каспия, начавшиеся с развалом СССР, в этот вопрос пока еще ничего определенного не внесли.

В нашей статье мы не будем говорить о позициях той или иной стороны в вопросе статуса Каспия, отсылая читателя к соответствующей информации, которую он легко может найти в Интернете. Скажем лишь, что очередной саммит прикаспийских государств по вопросу дележа акватория моря должен состояться в 2016-ом году в Астане: на ней стороны попытаются принять текст Конвенции по правовому статусу Каспия. И хотя, как говорят представители сторон, например, российской, уже есть большой прогресс в переговорах о статусе Каспия между Азербайджаном, Ираном, Казахстаном, Россией и Туркменистаном, тем не менее факты во многих случаях говорят о противоположном.

Так, по сообщению иранских СМИ, в Тегеране 28-29-го ноября этого года состоится международная конференция по новым нефтегазовым контрактам. Участникам конференции будут представлены четыре проекта по разведке, добыче и разработке углеводородных запасов, включая и скандально известное месторождение Сардар Джангал. Это крупное нефтегазовое месторождение было открыто еще в декабре 2011-го года, а его разработка началась уже летом следующего года, и Сардар Джангал сразу же стал яблоком раздора между Ираном и Азербайджаном. Только залежи нефти в месторождении оцениваются в 2 млрд баррелей, что, с использованием современных технологий, способно покрыть общее потребление углеводородов Ираном на протяжении 10 лет.

В начале этого года, когда еще не было подписано соглашение по ядерной программе Ирана, но было ясно, что оно состоится, генеральный директор иранской государственной нефтяной компании "Хазар" Али Осули заявил агентству iran.ru, что решением совета директоров Иранской национальной нефтяной компании о продолжении геологоразведки в Каспийском море подготовлен и уже обнародован пакет инвестиционных проектов по разработке месторождения Сардар Джангал.

Кстати, Азербайджан, который, повторимся, считается главным оппонентом Ирана в вопросе принадлежности Сардар Джангала, очень надеялся на отрицательный исход переговоров по иранской ядерной программе. В этом случае, по расчетам Баку, вероятность силового решения "иранского вопроса" странами Запада и Израилем сильно возрастала, и Азербайджан считал для себя возможным поддержать их, в том числе и в военном отношении. При таком развороте событий Сардар Джангал стал бы одной из основных целей для азербайджанских вооруженных сил. Кстати, интенсивная поставка до последнего времени со стороны Израиля вооружений Азербайджану, среди которых имелись и средства оснащения судов, противокорабельные ракеты, также говорят в пользу подобного видения развития событий в Баку. Здесь ясно можно видеть и одну из причин активизации военного сотрудничества между Баку и Тель-Авивом, поскольку, пусть и по разным причинам, для них Тегеран является соперником, если не сказать врагом.

Однако и Тегеран в этом случае не остался в накладе. Сразу же после обострения ирано-азербайджанских отношений по Сардар Джангалу 17-го марта 2013-го года иранские ВМФ спустили в Каспийском море первый эсминец "Джамаран-2". Построенный местными кораблестроителями, он был спущен на воду в порту Бандар Энзели. С присущей для этой древней страны дипломатией тогдашний президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что "присутствие нашего корабля на Каспии, направленное на укрепление дружбы и братских связей между государствами региона, поможет борьбе с терроризмом и наркотрафиком".

Однако подобный ход Тегерана на каспийской "шахматной доске" был более чем прозрачен. Вердикт почти всех экспертов звучал следующим образом: Иран усиливает военное присутствие в расчете забрать себе 20% Каспия (сегодня Иран имеет контроль лишь над 14% акватории Каспия). Делимитация южной части этого водоема до сих пор не произведена, что дает Тегерану основания надеяться на пересмотр заключенных еще при СССР соглашений. А главное – под участком дна, который Иран хочет получить, расположено нефтегазовое месторождение Сардар Джангал.

Однако, поскольку приведенный выше расчет бакинских стратегов не состоялся и Иран подписал соглашение по ядерной программе, то Баку, естественно, теперь попытается использовать иные возможности. И здесь главным партнером для Азербайджана может оказаться все та же Россия, которой, если подойти к вопросу объективно, совершенно невыгодно усиление роли Ирана в поставке углеводородных энергоносителей в Европу, особенно сегодня, когда день ото дня уменьшаются российские поставки газа и нефти. В этом смысле Баку и Москва также становятся естественными союзниками против Тегерана.

По всей видимости, в Астане, где, повторимся, в 2016-ом предстоит Прикаспийский саммит, Россия и Азербайджан попытаются притеснить Иран в его аппетитах. Однако решение вопроса будет сильно зависеть и от двух других прикаспийских игроков – Казахстана и Туркменистана, у которых есть над чем подумать в выборе между как минимум двумя возможными сценариями…

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 40%
    Ветер: 5,66 км/ч
    21 C°
     
    29°  16° 
    28.04.2024
    30°  17° 
    29.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?