ЕРЕВАН 13 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

2015-ый: Армянский вопрос и Турция

 

В эпицентре армяно-турецких отношений в 2015-ом году была 100-летняя годовщина Геноцида армян. Церемонии поминовения и процесс международного признания Геноцида в определенной степени были обусловлены действиями Турции по отношению к двум армянским государствам.

Еще в 2014-ом, после победы Реджепа Тайипа Эрдогана на президентских выборах в Турции, министр иностранных дел РА Э. Налбандян вручил ему приглашение президента РА посетить Ереван 24 апреля 2015-го года. Руководитель Турции никоим образом не отреагировал на это официальное письмо, а в январе стало ясно, что Турция собирается в день поминовения Геноцида, 24 апреля, отметить дату сражения при Галлиполи. На это празднество были разосланы приглашения 102-ум мировым лидерам, в том числе и президенту РА - с обоснованием, что в сражении при Галлиполи также принимали участие армянские военнослужащие турецкой армии. Отметим, что свою победу при Галлиполи Турция празднует лишь последние 20 лет: церемонии поминовения всегда происходили в марте, в основном – 18-го числа. В качестве поминовения сражения при Галлиполи дата 24-ое апреля была выбрана в первый раз. Ответ президента РА на турецкое приглашение не запоздал. В официальном письме С. Саргсян напомнил Эрдогану о судьбе артиллериста войск Османской империи Саргиса Торосяна, чья семья стала жертвой погромов.

Инициатива Эрдогана о проведении именно 24 апреля в Турции "празднеств" с большой помпой сделала очевидной фальшивость предпринятого еще в 2014-ом пропагандистского трюка, направленного опять-таки против Геноцида армян. Речь здесь идет об озвучивании Эрдоганом теории "общей боли", в рамках которой руководитель Турции пытался рассмотреть в одной плоскости потери, понесенные в годы Первой мировой войны мусульманами, в частности – турками, и армянские погромы. Ряд действий, предпринятых Турцией в дальнейшем, также доказал, что подобные "реверансы" в адрес армян преследовали чисто пропагандистские цели.

29 января в Армении Государственной комиссией по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, единогласно была принята Всеармянская Декларация к 100-летию Геноцида армян, которую президент С. Саргсян позднее огласил на территории мемориала Цицернакаберд. Документ в качестве имевших место правовых оценок, ссылаясь на оглашенные против тяжелых преступлений приговоры Османских военных чрезвычайных трибуналов 1919-1921-х годов "Против правовых и человеческих норм", призывал Турцию признать факт Геноцида. Декларация также "отразила единую волю Армении и армянского народа в вопросе достижении всемирного признания факта Геноцида армян" и отметила, что в этих целях "разрабатывается пакет юридических требований, рассматривая его как старт процесса восстановления частных, общинных и международных прав и законных интересов".

Обнародование этого положения, как и принятый в рамках 100-летия Геноцида девиз "Помню и требую", стали предметом различных интерпретаций, вызвав озабоченность также в Турции. В частности, как в турецкой, так и в азербайджанской прессах появились публикации о том, что Армения предъявляет территориальные требования Турции. Президент РА в интервью, данном турецкой "Хюрриет", поспешил опровергнуть это. "Республика Армения с момента своей независимости никогда не предъявляла Турции или другой стране территориальных требований. В повестке внешней политики нашего государства подобной задачи не было и нет… Мы являемся полноправными и ответственными членами мирового сообщества… уважаем принципы международного права, то же самое, между прочим, ожидая от нашего западного партнера, который незаконно держит закрытыми границы с нашей страной", - заявил Серж Саргсян.

Как и в прошлые несколько лет, так и в начале 2015-го было очевидно, что Турция не собирается ратифицировать заключенные в 2009-ом году армяно-турецкие протоколы. Одновременно было ясно, что наличие этих документов в парламентах Армении и Турции давало возможность последней манипулировать этим фактом - с целью приостановить международное признание Геноцида в некоторых странах. Следовательно, 16-го февраля президент РА принял решение отозвать из Национального Собрания РА заключенные 10-го октября в Цюрихе армяно-турецкие протоколы, направив соответствующее письмо председателю НС РА. Как и предполагалось, этот шаг получил положительную оценку и в Диаспоре, и в Армении. Позднее бывший посол США в Армении Джон Эванс заявил, что "архитекторы протоколов пытались за раз достигнуть многого", что и стало причиной их провала.

На фоне всего этого турецкие власти в 2015-ом продолжали в армянских вопросах играть в "конструктивность". Она складывалась по двум направлениям – путем непосредственной государственной инициативы и путем отказа от грубого вмешательства в общественные мероприятия по поминовению жертв Геноцида. Примерами официальной инициативы были направленные 24-го апреля послания Эрдогана и Давутоглу армянам, в которых они, "разделяя горе армянской общины", вновь представляли армянский вопрос в контексте страданий всех поданных Османской империи. Турецкое правительство разрешило Армянской патриархии Константинополя провести мессу 24-го апреля в армянской церкви Св. Богородицы. Однако во время мессы так и не прозвучало слово Геноцид, вместо этого вновь говорилось о "совместной боли". До этого, 23-го апреля, Армянская патриархия Константинополя не участвовала также во всеармянской акции "100 колокольных звонов", во время которой во всех церквях Армянской Апостольской церкви одновременно зазвучали колокола – в память невинных жертв Геноцида 100-летней давности.

Для того, чтобы выглядеть "конструктивными" в армянском вопросе, еще в 2014-ом главным советником премьер-министра Турции Давутоглу был назначен Этьен Махчупян – армянин по происхождению. Последний, выступая в марте 2015-го в парламенте Великобритании, назвал погромы 1915-го года Геноцидом. "Как сказал вчера, я себя более чувствую османцем, чем армянином. Я не националист. Однако говоря о геноциде 1915-го года, я называю его "Геноцидом армян". Я думаю, что это был геноцид, поскольку соответствует его определению", - заявил Махчупян. Днями позже стало ясно, что Э. Махчупян был освобожден с должности советника Давутоглу.  

В канун 24-го апреля в Турции была очевидна озабоченность, связанная с нарастающим давлением со стороны международных организаций и стал актуальным вопрос реакции Турции на происходящее. В данном контексте власти выбрали политику отказа от грубой реакции на инициативы, исходящие из общественных кругов. Вследствие этого имели место церемонии поминовения жертв Геноцида армян в Стамбуле, Анкаре, Бодруме, Измире, Диарбекире. На центральной площади Стамбула Таксиме собрались сотни людей, в том числе и турецкая интеллигенция, правозащитники, которые под звуки армянских мелодий опустились на колени, почтив память 1.5 миллионов армянских мучеников. В церемонии участвовали и депутаты от прокурдской партии "Мир и демократия". Было организовано мероприятие и на стамбульском вокзале "Гейдар паша", откуда были сосланы и убиты известные армянские мыслители. В рамках недельных мероприятий в Стамбуле был также организован симпозиум, посвященный Геноциду армян, одним из организаторов которого стала кафедра современной армянской истории Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе.

В 2015-ом году в Турции состоялись повторные парламентские выборы. В результате выборов в Великом Национальном собрании получили места три армянских депутата. Последние были представлены правящей "Партией справедливости и развития", кемалистской "Народно-республиканской и прокурдской "Народно-демократической" партиями. До этого единственным армянским представителем в турецком парламенте был Берк Саак Туран, который работал в законодательном органе Турции в 1961-1964-ом годах.

Однако и сегодня Турция продолжает борьбу как в препятствовании международного признания, так и в смещении внимания международной общественности от Геноцида армян. Например, еще в начале года стало известно, что власти Турции подкупили "Братьев-мусульман" в Египте, чтобы те уничтожили хранящиеся в Каире документы по Геноциду армян. По сообщению турецкой Demokrat Haber, об этом во время заседания правительства Египта объявил основатель партии "Джихад" шейх Набиль Наим. Он информировал, что для того, чтобы сжечь находящиеся в Египте документы, Турция заплатила более чем один миллион долларов. Согласно информации выходящей в Каире газеты "Вето", в числе сожженых бумаг были и такие, при наличии которых Турция в международных трибуналах по признанию Геноцида очутилась бы в затруднительном положении.

Позднее в Дейр-эз-Зоре была подвергнута бомбардировке церковь, построенная в память жертв Геноцида армян. Затем в самой Турции на фоне внутриполитической напряженности и турецко-курдских столкновений были зафиксированы нападения на армянские церкви. Со стороны силовиков Турции в сентябре в Диарбекире была подвергнута нападению армянская католическая церковь, затем правохранители ворвались в церковь Святой Геворк.

В вопросе Геноцида полем непосредственного столкновения между Турцией и Арменией стало и дело турецкого националиста Д. Перинчека в Большой палате Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Несмотря на то, что суд принял решение в пользу Перинчека (против Швейцарии), тем не менее Большая палата аннулировала связанные с Геноцидом формулировки нижней палаты ЕСПЧ. В этом смысле решение суда со стороны правоведов было оценено как положительное для Армении, которая, как и Турция, была привлечена к делу в качестве третьей стороны. Интересно, что Турция, выступая в защиту Перинчека, не отрицает факт погромов армян в Османской империи. "Ответчик (Перинчек) не ставил под вопрос факт погромов и сылок, просто он выступал против их квалификации в качестве геноцида", - было отмечено в иске турецкой стороны.

Подобная формулировка со стороны Турции, как и отношение властей к армянскому вопросу, вновь подчеркивают тот факт, что Анкара на пути отрицания Геноцида поменяла свой инструментарий. На вопрос "куда делись 1.5 миллиона армян, живших в Османской империи?" Анкара сегодня предлагает своеобразный ответ: "большая их часть погибла вследствии лишений во время первой мировой войны, что стало причиной смерти и многочисленных мусульман" или же "государство не несет ответственность за организацию и осуществление погромов". Фактически, Турция, не отрицая очевидное, желая достичь того, чтобы в международных инстанциях погромы не получили бы юридическую квалификацию "геноцид", пытается доказать, что они не были организованы на государственном уровне. К сожалению, нужно отметить, что подобная тактика делает позицию Турции более понятной для международной общественности, чем имевшее место ранее простое отрицание геноцида. Между тем - даже с учетом этого - антиармянская политика Турции реально не изменилась.

Обострение ситуации на карабахском фронте, где многие эксперты были склонны видеть турецкий след, преследовало цель отвлечь международную общественность, а также армян, от признания Геноцида. Возможно, не случайно, что в последнее время именно из оружия, произведенного в Турции, производится обстрел армянских и арцахских деревень, а также позиций армянских вооруженных сил. Не случайно также, что рост напряженности на границах прямо пропорционален визитам турецких генералов в Азербайджан. На фоне всего этого ожидаемо и логично звучит заявление Давутоглу: "Турция поддержит Азербайджан до полного освобождения азербайджанских земель".

Обобщая вышесказанное, можем заключить, что, продолжая враждебную антиармянскую политику в регионе, Анкара под давлением международной общественности (что проявилось в виде актов по признанию Геноцида рядом стран и организаций) меняет пропаганду в Армянском вопросе. Это может сделать Турцию в глазах международной общественности более адекватной, если не последует ответной армянской реакции.

Одновременно участие многочисленных представителей турецкой интеллигенции и правозащитников в мероприятиях, посвященных Геноциду армян, честный диалог не уровне турецкого и армянского обществ (или, как минимум, определенных кругов обществ), вселяет определенную надежду. Возможно, именно в этом контексте можно понять слова президента РА, которые были озвучены на заседании Комиссии по координации мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида: "…Тем не менее, мы не испытываем вражду по отношению к турецкому народу. Более того, пытаемся создать условия, в которых армянский и турецкий народы смогут общаться друг с другом, чтобы найти пути к примирению".

Другие материалы по этой теме

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: 47%
    Ветер: 2,06 км/ч
    14 C°
     
    27°  15° 
    20.04.2024
    26°  17° 
    21.04.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?