ЕРЕВАН 0 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Независимый Курдистан: задача поставлена – решения нет?

cont.ws

Для полного понимания "курдского вопроса", проблемы создания независимого государства Курдистан, думается, необходимо представить нынешнее положение курдов не только в Турции, но и в Иране, Ираке и Сирии. Также считаем необходимым привести некоторые количественные данные, которые также позволят лучше представить видения решений этого вопроса с позиций различных стран.

Итак, в регионе курды в основном компактно проживают на территории четырех соседних друг другу государств – в Турции, Иране, Ираке и Сирии. Курды, конечно, есть и в других странах, например, в Армении, Грузии, Азербайджане, но их относительная численность в этих странах столь мала, что в политологических раскладах их можно не принимать в расчет.

Все названные места основного компактного проживания курдов составляют части т.н. Курдистана, который, конечно, никогда не был самостоятельным государством, а название отражает лишь этногеографию названной области, в пределах которой курды составляют абсолютное или относительное большинство населения.

Справедливости ради также должны сказать, что условиями известного, думается, всем армянам Севрского мирного договора от 10-го августа 1920-го года предусматривалось создание Курдистана в качестве независимого государства, однако, как и другие положения данного договора, например, касающиеся нас, армян, на практике они не были реализованы.

Турецкий Курдистан

Согласно официальным турецким данным, курдское население составляет 18,7% от всего населения Турции, т.е. 20-25 миллионов человек, из которых до 5-10 миллионов живут в западных районах страны (Стамбул, Измир, Анкара, Бурса и др.), составляя там меньшинство населения, а 15-20 миллионов – в восточных провинциях, причем, составляя там большинство местного населения.

Само название Турецкий Курдистан также является условным наименованием юго-восточных регионов Турции, населенных преимущественно этническими курдами, в том числе регионов, которые до Геноцида армян были населены армянами. Столицей области считается Диарбекир, который сегодня является основной ареной борьбы между курдами и турками. Политическая сила, которая ведет борьбу с турками, это Рабочая партия Курдистана (РПК), лидер которой Абдулла Оджалан с 1999-го года отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме на острове Имралы. РПК и сегодня при поддержке сирийских и иракских курдов ведет партизанскую борьбу против турецкой армии и жандармерии.

Что касается Турции, то сегодня, используя в качестве повода войну с исламским терроризмом в лице "Исламского государства" и других экстремистских религиозных организаций, Анкара фактически одновременно пытается решить и "курдский вопрос" широко известным способом - "нет народа – нет проблемы".

Иранский Курдистан

Курдский ареал Ирана, условно именуемый Иранским Курдистаном, охватывает четыре иранские провинции – Курдистан, Керманшах, Западный Азербайджан и Илам, курдское население которых составляет от 6 до 7 млн или 7-9% от всего населения страны. Определенное количество курдов проживает также в северном Хорасане и в северо-восточном Иране, а также в крупных административных центрах (Тегеране, Сенендедже и др.). По вероисповеданию значительная их часть является суннитами, но среди курдов есть и шииты, езиды, даже христиане и иудеи.

Естественно, испытывая все те же трудности, которые испытывал весь Иран, когда находился под западными санкциями, сегодня Иракский Курдистан, как и вся страна, начинает выходить из кризиса. Конечно, есть многое, что надо преодолеть. Так, по информации иранских СМИ, в Иранском Курдистане все еще ощущается недостаток воды, электричества, отстает сфера жилищного строительства и пр. В регионе есть также нехватка вузов, средних специальных учебных заведений, школ, больниц, недостаточно мест для проведения досуга и развлечений населения.

Однако с другой стороны на положении иранских курдов весьма благоприятно сказывается сближение Ирана с Иракским Курдистаном, с которым Тегеран наладил довольно тесные политические и торгово-экономические отношения, что дало толчок к ускоренному развитию приграничных иранских районов, населенных преимущественно курдами. Сегодня 60% всех торговых операций с Ираком приходится на Курдистанский регион, что составляет объем годового товарооборота примерно в 4 млрд долларов США.

Таким образом, как видим, в Иране политика государства направлена на создание благоприятных условий для развития регионов компактного проживания курдов, а также поощряются связи с соплеменниками из соседних государств. Должны также сказать, что иранские курды также участвуют в боевых действиях против "Исламского государства", в частности, в идущих ныне боях за иракский город Мосул на стороне своих курдских соплеменников.

Тем не менее, в Иране не поощряются какие-либо иные виды проявления курдской идентичности. Так, в стране нет газет на курдском языке, культурных и правозащитных организаций, осуществляются преследования, репрессии и подавление всех ростков гражданского общества. Активистов промарксистской Партии свободной жизни Курдистана задерживают, пытают, отправляют в тюрьмы. Нередки также и приговоры к высшей мере.

Таким образом, в этом смысле общее положение курдов в Иране существенно не лучше, чем в Турции.

Иракский Курдистан

В Ираке подавляющее большинство курдов проживают в т.н. Иракском Курдистане, который по новой, принятой после свержения режима Саддама Хуссейна Конституции 2005-го года, имеет статус широкой автономии. Иракский Курдистан включает в себя четыре провинции – Дохук, Хавлер, Сулеймани, Халабджа и занимает площадь примерно 40000 квадратных километров (Армения вместе с Арцахом!), где проживает 5,5 млн человек. Справедливости ради должны сказать, что создание автономии Иракского Курдистана началось давно, еще с соглашения между курдской оппозицией и правительством Ирака в марте 1970-го года, после многих лет боевых действий. Однако во времена правления Саддама Хуссейна это соглашение не было реализовано. Более того, многие наши читатели, наверняка, помнят политику иракского диктатора по отношению к курдам, против которых он применял даже химическое оружие.

Сирийский Курдистан

В Сирии курды до 2012-го года не имели каких-либо автономных образований, подобно соплеменникам из Ирана, тем более Ирака. Они компактно проживали в трех кантонах страны: Джазира, Кобани и Африн. Совершенно недавно - 17-го марта 2016-го года - на названных территориях было объявлено о создании Сирийского Курдистана. Здесь проживает примерно 2,5 миллиона человек. Однако еще задолго до сирийских событий в 2006-ом году была основана т.н. Национальная ассамблея Сирийского Курдистана Сирии. В связи с этим были проведены две конференции. Одна из них прошла в сенате США, а другая – в Европарламенте в Брюсселе. Целью Национальной ассамблеи, по словам ее создателей, является формирование демократического режима в Сирии, предоставление прав курдам и другим национальным меньшинствам, а также создание федеративного государства.

Сегодня же для защиты населения региона от террора как со стороны правительственных сил, так и со стороны исламских боевиков были созданы т.н. Отряды народной самообороны (ОНС). Участие боевиков ОНС в сирийском конфликте началось со столкновений с правительственными войсками в городе Айн-эль-Араб летом 2012-го года. Начиная с мая 2013-го года ОНС также ведут активную борьбу с боевиками "Исламского государства", выступая в роли т.н. "третьей силы" в сирийском конфликте. Для управления подконтрольным им регионом курды создали также Курдский верховный комитет. Тем не менее, есть еще города – Хасаке и Камышлы, где большинство населения являются курдами – которые, пусть и частично, но еще остаются под контролем сил поддерживающих действующего президента Башара Асада.

Курды и идея независимого Курдистана

Большинство курдов, особенно проживающих в Турции и Сирии, стремятся к независимости. Как подчеркивают их представители, курдский народ отвечает всем необходимым для этого критериям (территориальная преемственность, язык, культура, история), и потому у них есть на это полное право.

Однако, думается, основная проблема того, что курды на протяжении всей своей истории так и не создали, пусть и на короткое время, своего государства, заключается не в позиции Турции, которая, естественно, делает все возможное в пределах своих сил, чтобы не допустить создания независимого Курдистана не только на своей территории, но и на территориях сопредельных государств, и даже не в позиции иранских властей, которые с одной стороны, как уже говорилось выше, поддерживают социально-экономическое развитие курдонаселенных регионов страны, но одновременно жестко пресекают любые иные, особенно политические поползновения среди курдов.

По мнению многих экспертов, основная причина того, что курды не имеют своего государства, состоит в том, что они всегда вели чересчур независимый образ жизни и никогда не жили при централизованной курдской власти. Курды – горный и исторически кочевой народ, так и основательно не перешедший на оседлый образ жизни, что является первым, необходимым, пусть и недостаточным условиям для объединения народа в нацию и создания государственных образований. Более того, нынешняя организация курдского социума до сих пор в значительной мере носит племенной характер, а между вождями племен, как это часто бывает в подобных случаях, даже сегодня возникают конфликты, которые также не способствуют консолидации народа.

Есть и другая проблема, которая, вполне возможно, является индикатором, показателем процесса консолидации общества. Речь идет о великом национальном лидере, пусть и историческом, который являлся бы объединяющим началом нации. Кто сегодня следит за событиями, например, в России, где идет возвеличение князя Владимира, поймет сказанное нами сразу. У многих народов, особенно тех, кто образовал собственное государство, есть подобный лидер. Например, у армян – это Айк. У курдов подобной личности нет. "У курдов нет культа великого диктатора, и они скорее напоминают гасконцев. Каждый курд – король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко, – поясняет переводчица и писатель из Курдского института в Париже Сандрин Алекси.

Таким образом, если попытаться подытожить сказанное, можно сказать, что вопрос Курдистана есть, но его решения - по приведенным выше причинам - пока еще не существует.

И потому каждое государство, на территории которых расположена "частица" Курдистана, решает этот вопрос по-своему: Иран - путем ассимиляции, жестко пресекая всякие политические и религиозные поползновения в сторону; Ирак, во всяком случае, в нынешнее время, - путем федерализации своего государства, хотя, напомним, что у бывших руководителей этой страны были и другие подходы к решению "курдского вопроса". Турция решает вопрос известным и хорошо опробованным на армянах, греках, ассирийцах способом. А сирийский метод решения "курдского вопроса", также на данный момент, напоминает некий гибрид между турецким и иранским методами.

Есть в вопросе создания независимого Курдистана и интересный для нас, армян, момент. Если сильные мира сего все-таки захотят создать такое государство, то самой надежной политической основой его может оказаться уже вышеупомянутый нами Севрский мирный договор. Но в этом случае, естественно, должны претвориться в жизнь и другие положения данного договора, в частности положения, которые особенно интересует нас, армян. Например, согласно договору, "Турция признает Армению как свободное и независимое государство", которое также должно иметь место "арбитраж границ в пределах вилайетов Ван, Битлис, Эрзурум и Трапезунд".

Такая ситуация может оказаться не столь уж сумасбродной и неправдоподобной, особенно если учитывать поведение современной эрдогановской Турции на международной арене...


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: %
    Ветер: км/ч
    0 C°
     
       
    23.11.2024
       
    24.11.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?