ЕРЕВАН 0 C°
РА ЦБ
  • USD - 396.02 АМД +0,02 EUR - 431.27 АМД +0,27 RUB - 5.71 АМД +0,71 GBP - 490.04 АМД +0,04
  • ЗОЛОТО - - АМД СЕРЕБРО - - АМД ПЛАТИНА - - АМД

Почему Иран поддерживает Турцию, или региональный пазл в Сирии

Дмитрий Азаров / Коммерсантъ

Иран и Турция провели 18 марта совместную антитеррористическую операцию на турецко-иранской границе против боевиков Рабочей партии Курдистана. Об этом заявил министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу.

Действия против боевиков РПК, которую в Турции считают террористической, особенно в предвыборный период, являются хорошей возможностью для правящей партии привлечь националистически настроенный электорат. Поэтому такая операция Турции накануне местных выборов, назначенных на 31 марта, была вполне ожидаемой.

Здесь интереснее присоединение Ирана к этой операции. Это - первая турецко-иранская совместная акция против РПК. Турция объявляла о совместной с Ираном операции против РПК также в преддверии президентских выборов в июне 2018 года, но тогда Иран не присоединился к ней.

Власти Турции не только получают политические дивиденды от действий против РПК, но и решают вопросы безопасности страны. А для Ирана эти действия могут стать головной болью. Так, на территории Ирана действует "Партия свободной жизни в Курдистане", которая считается иранским аналогом РПК. С 2011 года между "Партией свободной жизни в Курдистане" и иранскими властями царит неофициальное перемирие, а действия против РПК могут привести к активизации партии, что может вызвать проблемы внутри Ирана. Скорее всего, из-за опасений по этому поводу Иран не присоединился к ранее объявленным операциям.

Следует отметить, что эти опасения Тегерана сохраняются, но, похоже, они отошли на второй план. Москва не особенно сопротивляется израильской кампании против иранского присутствия в Сирии; более того, она с пониманием относится к озабоченности Тель-Авива по поводу иранского присутствия в этой стране (в Москве опасаются, что Сирия может превратиться в арену столкновений между Ираном и Израилем, выведя конфликт на совершенно новый этап).

В таких условиях поддержка Турции в этом вопросе очень важна для Тегерана, поскольку это может значительно снизить давление России: раскол Астанинского формата может стать серьезным имиджевым ударом для Москвы и подорвать ее влияние на урегулирование сирийского кризиса.

Иранская поддержка в одной из важнейших для Турции проблем (в борьбе с курдскими боевиками) является, вероятно, той ценой, которую Тегеран готов заплатить за поддержку Турции в Сирии (как противодействие российско-израильскому сотрудничеству в Сирии).

Между тем, Анкара также обеспокоена растущим влиянием Израиля в регионе и пытается предотвратить это. Интересно, что в последние дни премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган устроили словесную битву. Конечно, здесь велика роль предвыборного периода в обеих странах, но словесная перепалка Эрдогана и Нетаньяху еще раз показывает, что между двумя странами сохраняются глубокие разногласия.

Здесь следует отметить, что, несмотря на то, что Турция - против израильского влияния в регионе, ее поддержка Ирану в этом вопросе может быть ограничена. Сейчас для Турции важнее договориться с Россией по вопросу Идлиба. Москву уже нервирует присутствие террористов в этой сирийской провинции, которая была передана под контроль Турции, и она не исключает возможность освобождения провинции своими собственными силами, что не отвечает региональным интересам Анкары.

В этом контексте интересно, что визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Турцию был дважды отложен: в первом случае из-за графика Лаврова, а во втором - форс-мажорной ситуации в графике Чавушоглу. В ходе визита стороны собирались обсудить сирийский конфликт и подготовку встречи Путина и Эрдогана, которая запланирована на начало апреля.

Конечно, перенос встречи может быть обусловлен официально объявленными причинами, но также не исключено, что задержки обусловлены разногласиями между сторонами в Сирии.

Фактически, Россия, Иран и Турция оказались в ловушке в Сирии, и у сторон пока нет плана действий - как выйти из нее.

Более того, если в активной фазе военных действий стороны были едины в вопросе установления прочного режима прекращения огня в Сирии, теперь, когда этот вопрос почти решен, совершенно разные подходы Москвы, Анкары и Тегерана по урегулированию конфликта могут привести к тупику в процессе политического урегулирования.

Другие материалы по этой теме


Самые читаемые

день

неделя

месяц

    Прогноз погоды
    Ереван

    Влажность: %
    Ветер: км/ч
    0 C°
     
       
    22.11.2024
       
    23.11.2024
    Опросы

    Считаете ли высокой вероятность вовлечения Ирана в военные действия?